«Красные башмачки»: танцуй или пожалеешь

Мария Кузнецова
3 min readNov 6, 2020

--

Арт-объединение CoolConnections показали в Москве и Санкт-Петербурге нечто совершенно уникальное — британскую классику 1948 года, фильм «Красные башмачки» режиссеров Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера, который до этого вообще никогда не показывался на большом экране в России.

Это история о классическом противостоянии между призванием всей жизни и обычным человеческим счастьем. Что же важнее? И как совместить их? Главная героиня Виктория Пейдж живет ради танца и стремится стать самой знаменитой балериной мира, но ее амбиции становятся полем боя между двух мужчин, вдохновленных ее страстью. Это деспотичный импресарио Борис Лермонтов, который нашел никому неизвестную Вики и сделал ее примой, и ее возлюбленный, гениальный композитор Джулиан Крастер.

Говорят, что историю Вики Пейдж и Бориса Лермонтова писали с начинающей британской балерины Дианы Гулд и импресарио Сергея Дягилева. А потом Диана вышла замуж за скрипача Иегуди Менухина, оставила сцену и полностью посвятила себя мужу и семье. По другой версии, это перенос истории опять-таки Дягилева и великого балеруна Нижинского. Нижинский был фаворитом и любовником Дягилева, но втайне ото всех внезапно женился на венгерской аристократке. Узнав об этом, Дягилев впал в бешенство и изгнал танцовщика из труппы — фактически, это положило конец его короткой головокружительной карьере и усилило его болезнь — Нижинский страдал от шизофрении.

Сами же красные башмачки позаимствованы из сказки Андерсена: их новая владелица изумительно танцует, однако под конец дня она устала и хотела бы отдохнуть — но волшебные башмачки-то не устали…. они заставляют ее танцевать бесконечно, пока она не умрет. И это прекрасная метафора всего фильма — либо ты танцуешь без устали, либо пока, до свидания.

Фильм вышел в 1948 году — это было то самое послевоенное время, когда люди хотели смотреть на страсти и страдания исключительно от любви или других высоких чувств, но никак не из-за войны и лишений. «Красные башмачки» стали одной из первых цветных картин — и цветовые решения там действительно замечательные, недаром фильм взял «Оскара» за работу художника. Это одна из самых любимых работ Мартина Скорсезе, который приложил много стараний для реставрации фильма, его возрождение в Каннах в 2009 году стало настоящим триумфом. Фильм, по словам Скорсезе, повлиял не только на его собственный режиссерский метод, но и на режиссуру его прославленных друзей — к примеру, на творчество Фрэнсиса Форда Копполы.

Для своего времени картина использовала весьма новаторские приемы, разместив сюжет в сюжете — это целых 16 минут чистого балета, но снятого так затейливо и сюрреалистично, что забываешь обо всем на свете. Есть только девушка, прельстившаяся волшебными красными башмачками, которая летит в бесконечном ураганном танце над сменяющими друг друга пейзажами. И есть еще метафоры, которые визуализируются прямо на ходу, проводя прямые параллели с основной канвой сюжета — так, например коварный колдун-башмачник внезапно обернется тираном Борисом Лермонтовым, условным дьяволом, с которым, раз заключив сделку, уже не отвяжешься на всю жизнь. И наоборот, в финале основного сюжета с Вики Пейдж точно так же снимают проклятые пуанты — как и с ее героини в балете «Красные башмачки».

Да, фильм безусловно великий. Мэтью Борн, знаменитый хореограф-постановщик нашего времени, в 2016 году возродил на сцене этот кинематографический шедевр, и совсем скоро его можно будет также увидеть на экране — начиная с 11 ноября в Москве, и с 9 ноября в Санкт-Петербурге.

--

--